Тренировка памяти в повседневной жизни (утро - день).

Мастер-класс 4. Тренировка памяти.

"Упражнения для развития памяти – это хорошо, но мой день так загружен, что у меня и на более важные дела не находится времени!" - скажете вы, и будете не совсем правы. При желании всегда есть возможность заниматься развитием своей памяти и умения сосредоточится, используя для этого, например, время, которое неизбежно тратится на дорогу из дома на работу и обратно.

В предыдущих статьях мы предлагали вам упражнения для развития различных видов памяти. Сегодня мы поговорим о том, как вы можете тренировать свою память в повседневных делах, не отводя на это дополнительного времени. Выберите для себя какую-то часть предложенных ниже упражнений. Занимайтесь по выбранной вами схеме, например, неделю. На следующей неделе измените схему занятий.

Итак, ваше утро. Проснувшись, не вставая с постели, в течение 30 секунд одновременно двигайте зрачками из стороны в сторону. Данное упражнение усиливает координацию обоих полушарий мозга и способствует активизации его зон, ответственных за память.

Проговорите себе (можно вслух) все наиболее важные дела, которые запланированы у вас на сегодня. Возможно, у вас не сразу станет получаться это – не страшно, с каждым днем вы заметите, что сосредоточиться на предстоящих делах будет все легче и легче.

Кажется невероятным, но, тем не менее, упражнение весьма действенно: просто меняйте время от времени руки, когда вы что-нибудь делаете. Например, причесывайтесь иногда не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша). Возьмите кофейную чашку в левую руку, помешивайте ложечкой в чашке не в привычную для вас сторону, а в противоположную. Пытайтесь писать иногда левой рукой. Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. Таким образом, вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни.

Будьте внимательны! Вы можете доехать, например, от дома до работы и не запомнить ни единой детали поездки, потому что лобная доля в это время была "выключена". Учитесь мысленно останавливаться и думать: "Где я? Что делаю?" – таким образом активизируется внимание.
Проходя мимо витрин, постарайтесь припомнить затем выставленные там предметы. Это будет способствовать наблюдательности и сосредоточению в то время, когда вы окружены посторонними звуками и сценами.

В предыдущих статьях мы описывали способ запоминания ваших постоянных клиентов, используя особенности их внешности. Продолжим наши занятия.

Если вы проводите какое-то время в общественном транспорте по дороге на работу, используйте это время с толком. Сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрое улучшение. Если вы за рулем автомобиля – можно делать это упражнение устно – опишите внешность вашего мужа (жены), брата (сестры), лучшего друга (подруги).

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета. Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели этого дома, не так ли? Вы просто смотрели мимо него.
Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили. На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока в вас не составится понятие о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности и зрительной памяти.

В начале рабочего дня вы, сознательно отложив в сторону ежедневник, спросите себя: «Что я должен сделать сегодня в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.». Если вам не удается это сделать в полном объеме, мысленно воспроизведите страницу ежедневника, заполненную на данный день. Постарайтесь вспомнить все детали: особенности сокращений, сделанных вами, порядок записей, помарки. Упражнение можно модифицировать следующим образом: в конце рабочего дня вы зрительно «фотографируете» страницу ежедневника, заполненную на следующий день. Это, кстати, поможет вам, проснувшись следующим утром, "проговорить" все предстоящие на день дела.

Нестандартные ответы. Отвечайте на стандартные вопросы нестандартно. Даже на вопрос «как дела?» можно ответить десятками разных фраз — откажитесь от стереотипов.

В течение рабочего дня, особенно во время приемов, деловых встреч и в других важных ситуациях, когда вы хотите быть уверены в том, что запомните все происходящее точно, используйте технику: "Смотрите, как фотоаппарат, слушайте, как магнитофон".
Кроме того, вы можете использовать эту технику для тренировки и оттачивания вашего мастерства, когда вы ожидаете в очереди, едете в автобусе, в фойе театра во время антракта, и там, где вы ожидаете чего-либо.

Просто представьте себе, что вы — фотоаппарат, и сделайте снимок того, что вы видите. Или представьте, что вы — магнитофон, который записывает разговор. Или представьте, что вы — звуковая кинокамера и записываете и то, и другое.

Затем отвернитесь или закройте глаза, если это удобно, и несколько секунд концентрируйтесь на том, что вы только что видели или слышали. Если вы выбрали картину, тщательно мысленно представляйте её и концентрируйтесь. Какие предметы или людей вы видите? Какие цвета или подробности вы замечаете? Какая мебель в комнате? Во что одеты люди? И т. д.

Затем осмотрите обстановку и сравните вашу картину с тем, что вы видите сейчас. Что вы упустили? Что вы прибавили из того, чего здесь нет? Какие детали вы заметили неправильно? Чем больше вы занимаетесь этим, тем более полной и точной будет ваша картина.

На этом мы прервёмся пока, - уже полдень, пора сделать паузу на обед. Вторую половину дня мы рассмотрим в следующей статье.

И ещё одно существенное замечание-напутствие... Не думайте, пожалуйста, что для того, чтобы делать такие упражнения, нужна сила воли! Это - ошибка! Можно совсем иначе подойти к этому занятию, - нужно чуть-чуть попробовать и зафиксировать, отловить чувства, которые у Вас при этом будут. Наверняка будут приятные чувства, - вот к ним и стремитесь! Тогда второй раз будет хотеться ещё раз испытать эти приятные чувства.

Остальные статьи из серии:




Используются технологии uCoz