Ассоциации, символы, слуховая, зрительная и мышечная память (продолжение), тактильная, вкусовая память и память на запахи.

Мастер-класс 3. Тренировка памяти.

Ваш контакт с клиентом или сотрудником зачастую длится всего несколько минут. И за этот короткий отрезок времени, практически мгновенно, вам необходимо вспомнить, о чем вы собирались с ним поговорить, ваши предложения, сформулировать свои мысли по отношению к этому человеку, чтобы не упустить важдых рабочих моментов.

Ваша способность вспомнить в нужный момент важную информацию зависит не столько от того, как много информации вы «держите в голове», заучили, сколько от того, как она организована в вашей памяти. Иногда для того, чтобы вспомнить нужное, не стоит рыться в памяти. Информация здесь, перед вашими глазами, ее нужно просто «узнать». Узнавать ведь гораздо проще, чем вспоминать!

Установите ассоциации.

Приведем пример, рассмотрев работу аптекаря. Расположение лекарственных препаратов можно упорядочить, используя цветовые ассоциации. Присвойте каждой группе лекарств свой цвет, благодаря которому вы не только быстро сможете найти нужный препарат, но и с поиском аналогов проблем не будет. Мелкая подсказка - используйте цветные наклейки в виде полосок разной ширины, но одного цвета. Если один цвет - это аналогичные лекарства, то "ширина" полоски может давать вам какую-то дополнительную информацию. Какую? это вопрос к вашему воображению.

Используйте символы.

Символические связи позволяют запомнить огромное количество информации при помощи одного-единственного образа. Символы помогут вам правильно организовать рабочее место аптекаря, и процесс запоминания будет гораздо проще – нужно будет просто «узнать» расположение необходимого лекарства.

Сегодня мы дадим новые упражнения для развития мышечной, зрительной и слуховой памяти, а также приведем тренировку других видов памяти.

Тренировка памяти восприятия информации на слух.

Попросите прочитать вам вслух десять произвольных слов. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Необходимо воспроизвести слова именно в том порядке, в котором они были зачитаны. Если десять слов не получается воспроизвести в правильном порядке, тогда уменьшите число слов, начните с такого количества слов, которые Вы можете воспроизвести, и постепенно добавляйте слова.

Ассоциации

Пусть кто-нибудь медленно прочитает вам вслух приведённые здесь пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить эти пары, затем попросите читать вам только первые слова из пар, а вторые записывайте по памяти.

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Зрительная память

Для развития зрительной памяти в минуты поездок или ожидания в очереди не теряю зря времени. Внимательно рассматриваю какой-то предмет, стараюсь запомнить все детали – цвет, форму, все мельчайшие подробности. Закрываю глаза и мысленно восстанавливаю картинку во всех мельчайших подробностях. Открываю глаза – проверяю, ничего не упустил? И так повторяю с разными предметами.

Ниже рассмотрим тренировки тактильной памяти, тренировки чувства обоняния и вкуса, каждое из которых способствует развитию образного мышления.

Тактильная память

Пример-тренировка

Постарайтесь вспомнить вещи, до которых Вы дотрагивались в течение дня. Представьте, что Вы их трогаете руками, например, можно почувствовать холодный метал дверной ручки, мягкую обивку дивана. Не спешите, нужно хорошо представить, как Вы до них дотрагиваетесь.
На следующий день попробуйте прикоснуться к различным поверхностям (обязательно и правой, и левой рукой), создавая тактильный образ каждого из предметов. Вечером воспроизведите мысленно эти образы. Со временем у вас будет получаться все лучше и точнее.

Вкусовая память и память на запахи

Пример-тренировка

Положите перед собой продукт, вкус и запах которого вы хотите зафиксировать. Закройте глаза и не спеша понюхайте продукт. Положите кусочек в рот. Постарайтесь запомнить общий вид продукта, вкусовое ощущение, которое он вызывает, и характерный привкус, а также присущий продукту запах. Закройте глаза и постарайтесь на основе продолжающихся вкусовых ощущений и запаха вызвать у себя образ самого продукта. Если сначала не получается, попробуйте еще раз.

Второй этап тренировки

Читая тексты, постарайтесь вызывать у себя повторные вкусовые и обонятельные представления.
• Стол накрыт. Посреди стола — блюдо с разрезанной селедкой. Я нарезаю репчатый лук. Его резкий запах режет глаза. Я отворачиваюсь от блюда. Не помогает. Протираю глаза. Беру бутылку с уксусом и поливаю селедку и лук. Запах уксуса наполнил комнату.
• Я нарезаю арбуз. Крупные черные семечки прячутся в мякоти. Откусываю кусочек. Арбуз тает во рту. Он сладкий, и у него запах поля. Дыня пахнет совсем иначе. Да и сладости в ней больше. Вкус у нее приторный и какой-то медовый.
• Я взял головку чеснока, вынул одну дольку и очистил ее от шкурки. Ножом отрезаю кусочек. Чесночный запах разносится по всей комнате. Раскусываю его. Как будто огонь обжег язык. Горький-горький.
• Я покупаю хлеб. Его только что привезли из пекарни. Он еще горячий. Запах хлеба очень приятен. Ни с каким другим запахом не перепутаешь. Почувствовав этот запах, люди улыбаются — родной, нежный, вкусный. От теплой буханки я отломил корочку и кладу в рот. Запах хлеба как будто входит в меня. Какая прелесть!

Продолжение к тренировке мышечной памяти.

Напомню, что в статье Мастер класс 1 мы давали тренировку "большой пальчик руки попеременно приставлять к указательному, среднему, безымянному и мизинцу", - помните?
А я хочу Вам дать следующий уровень этой тренировки. Попробуйте менять пальцы на двух руках одновременно, причём на одной руке начинайте с мизинца и идите к указательному, а на второй руке - в обратную сторону.

В заключение хочу добавить несколько слов.

Если Вы последите за тем, что именно Вам особенно легко сохранить в памяти, то обнаружите следующие особенности.

Вы запоминаете что-либо без особых усилий, когда:
• Вам это особенно близко к сердцу или очень важно;
• это связано с исключительно прекрасными или впечатляющими переживаниями;
• речь идет о чем-то странном, непривычном, чрезвычайном, выходящем за рамки традиционного.

Два фактора существенно влияют на успех в тренировке памяти: концентрация, с которой вы тренируетесь, и регулярность. Вы максимально сконцентрированы до тех пор, пока образы и придуманные истории увлекательны и оригинальны, дальше - меньше. А вот регулярность в ваших руках!

Остальные статьи из серии:




Используются технологии uCoz