Индивидуальные особенности памяти, мышечная и зрительная память (продолжение), слуховая память

Мастер-класс 2. Тренировка памяти.

Любая профессиональная деятельность - это также работа с людьми, с клиентами, партнерами, сотрудниками. Вероятно, вы заинтересованы в том, чтобы клиенты приходили к вам снова и снова? А ведь каждому клиенту приятно, если продавац назовёт его по имени! Вы, вероятно, согласитесь с тем, что нет необходимости запоминать имена всех клиентов, но желательно помнить имена постоянных клиентов. Возможно, сейчас такая задача кажется вам слишком трудной, но если вы начнёте делать описанные ниже тренировки, то вы будете приятно удивлены, насколько эффективно работает ваша память. Правда, чудес нет, - тренировки нужно делать, на них нужно тратить время, хотя частично их можно делать прямо на работе. Сегодня мы продолжаем наши практический курс тренировки памяти.

Следует учитывать индивидуальные особенности

Развитие памяти в целом зависит от человека, от его "конструкции", заложенной Природой. С другой стороны, выбор видов памяти, которые есть смысл тренировать, зависит также и от того, какая у вас профессия. Поэтому необходимо сочетать знания о свойствах своего организма с потребностями профессии.
Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.

Вывод из всего вышесказанного очевиден, - для пользы дела, профессионального успеха или просто для "не надрывного" обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает. Естественно, у вас сразу возникает вопрос, - как выяснить предпочтения нашей памяти?
Обратитесь к своей памяти. Подумайте, каким путем у вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно? Когда перед вами стоит задача усвоить большой объем новой информации, учитывайте индивидуальные особенности вашей памяти, - зрительной, мышечной, слуховой.
Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.
В предыдущей статье мы уже писали о тренировке памяти. Сегодня мы дадим новые ступени для уже известных вам тренировок, а также приведём тренировку для других видов памяти.

Мышечная память

Напомним, что около 200 г нашего мозга, то есть 10 %, заведует управлением кистями рук. Мы дали вот такое упражнение, -

Пример-тренировка

Соедините большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки. И дополнительно соедините большой палец левой с указательным правой. А теперь разомкните одну пару пальцев, перенесите оба эти пальца, - которые разомкнули, - вокруг соединённых пальцев и снова их сомкните. Затем другую пару пальцев разомкните, перенесите вокруг сомкнутой пары пальцев и сомкните, - и так "гоняйте" пальцы по кругу.

Следующая ступень этой тренировки

При движении пальцев меняйте поочерёдно контакт большого пальца - с указательным, со средним, безымянным и с мизинцем.

Зрительная память

Пример-тренировка - 1

Как часто мы сталкиваемся с тем, что не можем вспомнить случайного знакомого? Упражнение «Живая фотография» поможет вам развить интуицию и «память на лица».
Сядьте где-либо на лавочке, в метро или в другом месте, выберите прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас получилось «мгновенное фото», но Вы постарайтесь не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете оживить «картину» и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.

Пример-тренировка - 2

Другой вариант упражнения. Его можно выполнять при знакомстве с новыми людьми или общении с окружающими, например, вашими сотрудниками на работе. Спокойно и внимательно посмотрите на человека перед вами. Выберите его отличительную черту – форму носа, прическу, любую особенность, которая кажется вам важной, чтобы ваша память могла «зацепиться» за нее. Обратите внимание: высок или низок его лоб, каковы его брови – прямые, дугообразные, какого цвета, какой у него нос – орлиный, прямой, римский и т.д. Какой у него рот – мал, велик, какие зубы – мелкие, крупные, прямые, кривые, есть ли борода и усы и т.д. Поступайте так при виде любого лица, примечайте подробности.
Закройте глаза и мысленно воспроизведите лицо вашего знакомого, повторяя про себя его имя несколько раз. Сфокусируйтесь на «зацепке». При знакомстве с новым человеком, обратитесь к нему вслух по имени, сосредоточившись на особенности его лица, внешности.
В дальнейшем, при встрече с этим человеком или при упоминании его имени вам будет намного легче вспомнить, о ком идет речь и где вы с этим человеком встречались.
Это очень ценные методы развития наблюдательности. Стоит только начать, ощутить первые успехи, как это занятие Вам покажется нужным и увлекательным.

Не тратить, а инвестировать

И всё же одна трудность с улучшением вашей памяти существует, причём она одинаковая для всех людей, - от того, что Вы прочитали текст этих упражнений, с Вашей памятью ничего не произошло. Почему? Потому, что "читать упражнения" и "делать упражнения" - это две большие разницы. Чтобы улучшить память, нужно инвестировать своё время в тренировки. Чудес нет. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что мы не говорим "на тренировки нужно тратить своё время"! Вместо этого мы говорим "в тренировки нужно инвестировать своё время". Пустяк? Игра в слова? Нет! Инвестор всегда получает прибыль от своих вложений. Инвестируя своё время в тренировки памяти, вы также получаете прибыль в виде более высокого качества вашей жизни.

Слуховая память

Самое простое упражнение для развития слуховой памяти, это - чтение вслух. Например, вы написали некий текст и вам нужно его проанализировать. Прочтите его вслух, это придаст силу анализу, которая неизвестна читающему про себя. Существуют и другие упражнения для развития слуховой памяти.

Пример-тренировка

Перед сном, когда Вы уже лежите в кровати, готовясь ко сну, уделите пару минут следующему упражнению для улучшения слуховой памяти. Слушайте звуки, окружающие Вас. Сначала старайтесь услышать общий звуковой фон. Затем переходите к отдельным звукам, концентрируясь на каждом из них. Вы будете удивлены тем разнообразием звуков, которые услышите. Возможно, это будет стук вашего сердца, звук капающей воды в ванной, проезжающая машина за окном. Повторяйте это упражнение для улучшения памяти каждый вечер, перед сном. Таким способом Вы улучшите избирательность и внимательность и поспособствуете развитию слуховой памяти.
В следующих статьях мы дадим Вам дополнительные ступени к уже известным Вам тренировкам и опишем, как тренировать тактильную память, память на запахи, комбинаторную память.

Остальные статьи из серии:




Используются технологии uCoz